Из чего делают тосол и антифриз

Содержание
  1. Тосол и антифриз – в чем разница
  2. Тосол и антифриз в системе охлаждения автомобиля
  3. Деление антифризов на классы
  4. Различаются антифризы и тосолы по многочисленным рабочим характеристикам
  5. Антифриз либо тосол – что заливать?
  6. Из этого следует
  7. Можно ли добавлять тосол в антифриз
  8. Можно ли перемешивать антифризы серий 11 и 12 с тосолом или доливать один антифриз в другой
  9. Итоги
  10. Свойства тосола и химический состав по ГОСТу
  11. Химический состав охлаждающей жидкости
  12. Характеристика тосола а-40м
  13. Основные виды хладагента
  14. Как выявить некачественный антифриз
  15. Тосол и антифриз, в чем разница и на сколько она существенна?
  16. Состав тосола и антифриза
  17. Тосол – жидкость синего или красного цветов
  18. Антифриз (G11)
  19. Модификации красного антифриза
  20. Отличие тосола от антифриза и возможность смешивания
  21. Что лучше антифриз или тосол
  22. Как отличить поддельный антифриз
  23. Тестируем на Ph
  24. Измеряем плотность
  25. Замораживаем в домашних условиях
  26. Доводим до кипения
  27. Подведем итог
  28. Тосол или антифриз? Что же выбрать, думаю эта статья вам поможет определиться!
  29. Тосол и антифриз — в чем разница
  30. Технические отличия, классификация охладителей
  31. На что влияет цвет охладителя
  32. Важность правильного выбора антифриза и тосола
  33. Можно ли смешивать антифриз с тосолом
  34. Выводы
  35. Чем отличается тосол от антифриза?
  36. Ключевые различия
  37. Классификация антифризов
  38. Химическая проверка состава
  39. Что лучше использовать для автомобиля?
  40. Можно ли смешивать разные жидкости?
  41. Ликвидация последствий

Тосол и антифриз – в чем разница

Из чего делают тосол и антифриз

У меня несколько автомобилей — в том числе одна «Газель», которую я время от времени использую для работы.

Также заранее хочу отметить, что грузовым автомобилем я пользуюсь уже не первый год и постоянно сталкиваюсь с вопросами на тему — есть ли разница между тосолом и антифризом.

Еще у меня спрашивают: можно ли мешать эти смеси между собой и что из этого выйдет. На основе своего личного опыта я постарался разобраться в данном вопросе и ответил на него максимально емко.

Тосол и антифриз в системе охлаждения автомобиля

Данные типы смесей являются одними из самых востребованных на рынке к настоящему времени.

  • Антифриз – это скорее международное обозначение для всех охлаждающих смесей и для большинства систем охлаждения в моторах автомобиля.
  • Тосол же по своей сути – это такой же антифриз, однако он в своей основе российского изготовления. Такая смесь по свой структуре не хуже и не лучше прочих охлаждающих жидкостей для мотора и при этом стоит куда дешевле. Таким образом, при использовании тосола в год можно сэкономить значительные деньги на своем моторе и практически не переплачивать.

Слово «тосол» по своей истории, можно сказать является условной аббревиатурой «Технология органического синтеза».

Данная жидкость впервые была синтезирована на территории СССР по старым технологиям (которые с того времени шагнули далеко вперед). Если говорить более точно, то тосол был создан в 1972 году.

При этом окончание слова в виде «ОЛ» означает принадлежность к нескольким спиртам.

Следует заметить интересную особенность, что в прошлом веке никто не хотел каким-то образом запатентовать данную технологию с целью сохранить название «тосол» и даже в настоящее время это название используют некоторые российские компании делающие антифриз, как бы парадоксально это не звучало — все же тосол используется еще с советских времен.

Важно: на сегодня почти никакой изготовитель не занимается созданием тосола по рецепту прошлого века, так что вы можете не беспокоиться на счет вашего двигателя. Это нельзя оценить как что-то хорошее или что-то плохое, просто многие компании-производители в целях получения более высокой прибыли используют известное обозначение, поскольку это дает прибыль.

Поэтому в большей части случаев под обозначением «Тосол» автомобилисты могут заказать качественную охладительную смесь для мотора своей машины, которая в отличие от «настоящего» тосола по советской рецептуре прослужит верой и правдой до пяти лет.

Главное в выборе нужной смеси – это выбирать опытного в деле производства специалиста (компанию), а не бежать в магазин за покупкой первой попавшейся смеси.

Деление антифризов на классы

  • Антифризы принято подразделять на так называемые минеральные (это антифризы с обозначением G11), и антифризы органического типа (идут под обозначением G12) и лобридные антифризы (обычно они носят название G12++ либо продаются под обозначением G13) – все различия между этими типами смесей состоят в используемой химической базе и добавляемых присадках.
  • Также стоит отметить что устаревший советский тосол относят к минеральным смесям и его время работы обычно достигает 60 тысяч километров либо 3 года активной работы мотора. Органические же типы антифризов разрешается применять сроком около 5 лет либо 200 тысяч километров пробега.
  • Тосол обычно используется в отечественных автомобилях. Основа у практически любого тосола и антифриза чаще всего одного типа – это этиленгликоль и несколько присадок для большей стабильности смеси во время работы. Также у тосола и антифриза практически всегда различная плотность. Вот почему для проведения измерений химического состава между тосолом и антифризом используют один прибор (называется ареометр), а для проведения измерения антифриза – другой.

Различаются антифризы и тосолы по многочисленным рабочим характеристикам

  • Они различаются по температуре и скорости закипания в процессе работы;
  • Скорости и температуре замерзания смеси в системе охлаждения;
  • Противокоррозийным характеристикам, а также по смазывающим характеристикам.

Выпускают данные охлаждающие смеси в нескольких оттенках: зеленом, желтым и более часто — красным. Цвет получают по причине использования красителей в своей основе.

С различиями между моторным тосолом и антифризом мы практически разобрались и поняли основы, далее можно начать обсуждать следующий по распространенности среди владельцев автомобилей вопрос.

Антифриз либо тосол – что заливать?

Так как у всех машин разные системы охлаждения моторов и в целом они выполнены из разных материалов, то у каких-то марок в системе используется в основном больше меди и металла, а в других – чаще применяется алюминий и некоторые его типы.

Из этого следует

  • Красный антифриз требуется, если машинная система охлаждения сделана на основе меди либо на основе латуни.
  • Зелёная жидкость прекрасно подойдет, если в автомобильном теплообменнике присутствует в основном алюминий и его сплавы.
  • Тосол подходит, если у вас машина российского производства (в особенности это можно сказать о чугунных моторах).

Можно ли добавлять тосол в антифриз

По принятому международному стандарту, охлаждающая смесь, вне зависимости от своего типа — это может быть тосол либо новое поколение антифризов, в своем составе не должна иметь никаких физических примесей в виде металлов и так далее. Смесь в своей основе должна быть прозрачного оттенка.

У антифризов различных типов может быть лишь один оттенок, однако это совсем не значит, что данные антифризы можно свободно перемешивать либо добавлять один в другой, поскольку даже при перемешивании тосола от различных изготовителей может получиться взвесь из твердых частиц.

А если вести разговор о перемешивании минерального антифриза с синтетическим, даже если они одного оттенка — почти всегда выпадает осадок, и данный осадок обязательно повлияет на мотор вашего автомобиля. Также данный осадок с течением времени забьёт все радиаторы в системе и остановит насосное оборудование.

  • Если вы перемешаете антифризы из одного класса, но различных оттенков и производителей, в таком случае, их главные рабочие свойства (к примеру, температура и скорость закипания либо скорость замерзания смеси) не поменяет своих значений. Но все же после сильного нагревания данного продукта может появиться сажа либо даже вредная для мотора взвесь из небольших частиц.
  • Сравниваем устаревший тосол и антифриз — советы от опытного мастера и что разумнее применять в системе охлаждения
  • Опыт говорит мне о том, что более спокойно и можно сказать без сильных последствий для автомобильного двигателя смешиваются минеральные G11 и так называемые органические антифризы поколения G12. Их можно добавлять в класс уровня 12++.

Можно ли перемешивать антифризы серий 11 и 12 с тосолом или доливать один антифриз в другой

Насчет перемешивания охлаждающих смесей для мотора существует множество легенд, которые я бы хотел раз и навсегда развенчать. Данные легенды могут привести к неисправностям ваш автомобиль.

Некоторые почему-то решили, что можно добавлять один антифриз в другой и перемешивать продукты одной компании, не учитывая оттенок тосола и не делая предварительного сравнения с антифризом в отдельной емкости. Другие ошибочно думают, что есть так называемый универсальный красный антифриз и его стоит переливать лишь в такой же антифриз, а синий можно доливать только к синему.

  • Однако на только один оттенок не стоит ориентироваться. Цвет охлаждающей жидкости нельзя назвать полной гарантией, что она соответствует всем принятым стандартам и гарантирует полную безопасность.
  • Но все же как и писалось ранее, стоит смешивать между собой и доливать в автомобиль продукт, который вы ранее использовали без вреда для своего мотора. Идеальным решением будет, если это такой же охладитель по своему составу.
  • При перемешивании различных видов тосолов и антифризов, могут появляться определенные трудности — это коррозия поверхности, еще это может быть блокирование каналов мотора и прочие поломки, которые способны значительно снижать ресурс двигателя.
  • Смешивайте антифризы и тосолы с равной основой и никак иначе (антифризы с этиленгликолем и этиленгликолем).
  • При этом антифризы полученные из бес силикатной группы не стоит добавлять.

Итоги

  • Антифризы принято подразделять на так называемые минеральные (обычно они носят название G12++ либо продаются под обозначением G13) – все различия между этими типами смесей состоят в используемой химической базе и добавляемых присадках.
  • Основа у практически любого тосола и антифриза чаще всего одного типа – это этиленгликоль и несколько присадок для большей стабильности смеси во время работы. Также у тосола и антифриза практически всегда различная плотность.
  • Так как у всех машин разные системы охлаждения моторов и в целом они выполнены из разных материалов, то у каких-то марок в системе используется в основном больше меди и металла, а в других – чаще применяется алюминий и некоторые его типы.
  • У антифризов различных типов может быть лишь один оттенок, однако это совсем не значит, что данные антифризы можно свободно перемешивать либо добавлять один в другой, поскольку даже при перемешивании тосола от различных изготовителей может получиться взвесь из твердых частиц.
  • А если вести разговор о перемешивании минерального антифриза с синтетическим, даже если они одного оттенка — почти всегда выпадает осадок.

Свойства тосола и химический состав по ГОСТу

Из чего делают тосол и антифриз

Охлаждающая жидкость, которая используется для системы охлаждения в двигателе автомобиля, называется антифриз или тосол.

В самых первых охлаждающих жидкостях для автомобилей отсутствовали антикоррозийные присадки, в результате чего некоторые детали системы охлаждения покрывались ржавчиной и выходили из строя.

Со временем состав жидкости значительно улучшился и даже разделился на две категории — летний и зимний тосол.

Химический состав охлаждающей жидкости

Сегодня каждая марка тосола, которая продаётся на широком рынке, отличается только количеством воды и различных присадок в составе жидкости. Основа же любого тосола — этиленгликоль.

Это спирт, который имеет в своей структуре два атома. Эта вязкая, бесцветная жидкость со сладковатым привкусом.

Использовать его можно практически при любых суровых погодных условиях, так как этиленгликоль не замерзает даже при температуре -198 градусов.

Этот спирт обладает такими свойствами, при которых вода не будет замерзать в промежутке градусов от -1 и до -89 градусов. И если оптимально соединить водный раствор и спирт, то получится жидкость, которая не будет замерзать и выдержит температуру до 78 градусов по Цельсию.

В химический состав тосола включают такие компоненты:

  • глицерин;
  • фосфаты;
  • присадки, обладающие антикоррозийным действием;
  • гликоль;
  • бураты.

Все эти компоненты отвечают за качество охлаждающей жидкости. Требованиями для нормальной работы автотранспорта должны соответствовать следующие свойства тосола:

  • Не замерзать при низких температурах. Эксплуатация автомобиля при аномально низких градусах по Цельсию должна быть комфортной и неопасной для транспорта.
  • Теми же качествами должна обладать жидкость и при высоких температурах. Это касается работы двигателя в жаркий, летний период.
  • Хорошая циркуляция тосола в системе должна быть обусловлена приемлемой вязкостью охлаждающей жидкости.

Именно такими свойствами и обладает качественная незамерзающая жидкость для системы охлаждения. ГОСТ на эту жидкость был введён ещё в 1989 году, и с тех пор все отечественные производители выпускают тосол по этим стандартам. Производимые антифризы по ТУ имеют несколько другой состав тосола, ГОСТ на них не распространяется.

Важно знать, что со временем химический состав тосола несколько изменяется под воздействием внешних факторов. Поэтому для нормальной работы всех систем необходимо производить замену незамерзайки после каждых 25 тысяч километров.

Характеристика тосола а-40м

Первый советский антифриз был разработан в 1971 году. Предназначался он для использования в автомашинах ВАЗ. Затем его стали применять и для другого транспорта. Буквенное выражение в виде «А» означает, что раствор предназначен только для автотранспорта. А буква M говорит о том, что тосол модернизированный.

Состав тосола а 40 является высшего качества. Основная составляющая этого раствора — спирт этиленгликоль. А также в его состав входят различные антикоррозийные и антипенные присадки.

Основные характеристики антифриза а-40 это:

  • Выдерживает температуру и не замерзает при -45 градусах.
  • Температура закипания по Цельсию 110 градусов.
  • Отсутствует вспениваемость.
  • Не влияет своим химическим составом на другие системы автомобиля.
  • Обладает пониженной плотностью.
  • При хранении не портится и не разлагается.

Основные виды хладагента

Ещё одно нарицательное название тосола — хладагент, или как его называют в народе — незамерзайка. Существует два вида антифриза, они различаются по цветам. Зелёный цвет имеет охлаждающая жидкость силикатная, красный цвет у хладагента карбоксильного.

Оба этих вида антифриза покрывают отдельные части системы небольшой накипью и препятствуют коррозии метала. Красный антифриз имеет более длительный срок службы, и после его замены не требуется промывка всей системы охлаждения.

Чтобы различить антифризы, существует специальная маркировка. Так, антифриз силикатный на упаковке имеет обозначение G11. Рецептура такой жидкости содержит в себе такие компоненты, как амины, нитриты, нитраты, бораты, силикаты, фосфаты.

Карбоксильный антифриз обозначается G12. В европейских странах его используют на автотранспорте, выпущенном до 2001 г. В основном своём виде он красного или розового цвета.

Как выявить некачественный антифриз

Проверку того, что купленный тосол качественный, а не дешёвая подделка, можно осуществить одним простым способом. Подделанную охлаждающую жидкость производят на основе кислоты, а как известно из уроков химии, кислота вступает в бурную реакцию со щёлочью.

Если в небольшую ёмкость отлить немного незамерзайки и к ней добавить щепотку пищевой соды, можно посмотреть на реакцию раствора. Если ничего не произошло, можно спокойно использовать антифриз по назначению.

Можно проверить тосол, его свойства и состав ареометром и лакмусовой бумажкой. Ареометром проверяется плотность тосола. Лакмусовой бумажкой определяется кислотность антифриза. В идеале бумажка должна быть зелёного цвета.

Если же она изменила свой цвет и стала красной или розовой, это означает, что в жидкости присутствует очень много кислоты, а она может повредить некоторые детали системы. Если после проверки бумажка стала фиолетовой, то в антифризе присутствует щёлочь.

Зная эти основные и нехитрые способы проверки, можно обезопасить свой автомобиль от нежелательных последствий.

Тосол и антифриз, в чем разница и на сколько она существенна?

Из чего делают тосол и антифриз

Разница между тосолом и антифризом в происхождении охлаждающей жидкости, существует ли принципиальное отличие, давайте разбираться. Система охлаждения двигателей выполняет важные функции и требует к себе особого внимания. Представляет собой замкнутый контур, по которому циркулирует жидкость, охлаждая двигатель. 

В зависимости от особенностей автомобиля и рекомендаций производителя допускается использование жидкости определенного класса (тосол и антифриз). Почему так и в чем отличие тосола от антифриза рассмотрим далее. 

Все охлаждающие жидкости можно классифицировать на четыре цветовые группы: синие, зеленые, красные и желтые. Все они носят название Антифриз. В переводе с английского языка – «против замерзания». Выполняют одни и те же задачи, но, за счет отличий химических составов, делают это по-разному.

Состав тосола и антифриза

Практически все охлаждающие жидкости имеют одинаковую основу. Около 90-93% общего объёма составляет этиленгликоль + дистиллированная вода. Само по себе такое соединение выдает неплохие характеристики: температура кипения около 150 градусов, замерзание происходит при -40 градусах.

К минусам этого состава относится высокая агрессивность в отношении элементов системы охлаждения. Использование такой жидкости без антикоррозийных присадок приводит к непоправимым последствиям (деформация блока цилиндров, выход из строя помпы и радиатора, размягчение патрубков и магистралей).

Для того чтобы избежать негативных последствий используют дополнительные присадки, состав и количество которых классифицирует все антифризы следующим образом. 

Тосол – жидкость синего или красного цветов

Берет свое начало еще со времен СССР. Тосол – это всего лишь незапатентованная аббревиатура, которая широко используется множеством производителей.

Первые три буквы ТОС расшифровываются как технология органического синтеза, последние две буквы добавили для созвучия.

В его основу входят этиленгликоль и дистиллированная вода, а так же добавляется пакет химических присадок (силикаты, фосфаты, бораты и т.д.), благодаря чему агрессивность жидкости снижается.

Как определить качество тосола — видео

Помимо охлаждающих свойств, тосол несет в себе и защитные функции. При помощи пакета присадок внутри блока цилиндров, радиатора и патрубков образуется защитный слой, толщиной в несколько микрон, который препятствует образованию коррозии, но уменьшает теплоотдачу двигателя.

Зимой это способствует к ускоренному прогреву ДВС и является положительным качеством. Но в летний период может стать причиной перегрева двигателя. Температура замерзания тосола -40 градусов, если жидкость синего цвета и -65, если красного. Температура кипения +115 градусов.

Срок службы Тосола в нормальных условиях эксплуатации составляет от двух до трех лет. При более длительной эксплуатации возможно выпадение осадка и разрушение защитного слоя.

Антифриз (G11)

Цвет синий или зеленый. Производится импортными организациями. G11 – маркировка по общепринятой классификации, предложенной концерном VAG.

В своем составе имеет гликолевую основу и дистиллированную воду с дополнительным набором химических присадок. Главное отличие от тосола – добавление органического вещества (карбоновая кислота). Действия, которого направлены на предотвращение развития очагов коррозий.

Защитная функция выполняется аналогичным способом с синими ОЖ. Температура замерзания – 40 градусов. Максимальная рабочая + 130 градусов. Рекомендуемая частота замены – 5 лет. 

Красный антифриз (G12). Все та же основа: этиленгликоль и дистиллированная вода. Для производства данной жидкости не используются химические присадки. От них отказались в пользу органических на основе карбоновой кислоты.

Отсутствие защитной пленки на внутренних элементах охлаждающей системы увеличило теплоотдачу, что решило проблему с перегревом в летнее время. Но увеличило образование коррозийных очагов, с которыми достаточно эффективно борется карбоновая кислота.

Минус данной формулы заключается в том, что защитные функции антифриза проявляются лишь после образования проблемы. Никаких профилактических мер органическими присадками не выполняется.

Диапазон рабочих температур составляет от -40 до +150 градусов. Срок службы ОЖ G12 составляет 5 лет.

Модификации красного антифриза

Для решения проблем с образованиями коррозии в системе были разработаны антифризы, получившие названия G12+, G12++. Которые отличаются от G12 добавлением химических присадок в количестве 10-15% от их общего объема.

Благодаря профилактическим функциям неорганических соединений, получилось добиться меньшего образования очагов коррозии без существенной потери теплоотдачи. 

Желтый антифриз (G13). Разработан концерном VAG в 2012 году специально для своих автомобилей. Изначальный цвет, применяемый на немецких автомобилях – фиолетовый.

В базовую основу входит пропиленгликоль и дистиллированная вода. В сравнении с этиленгликолем, такое соединение практически безвредно. Добавление в его состав гибридных присадок (органических и химических) повышает его профилактические и защитные функции. Температур замерзания около — 40 градусов. Закипает при +140 градусах.

Отличие тосола от антифриза и возможность смешивания

Не рекомендуется смешивать жидкости группы G12 с тосолом из-за разницы в присадках. Лишь в случаях экстренной необходимости. После жидкость лучше заменить в полном объеме.

О разнице между тосолом и антифризом — видео

Антифризы группы G13 не совместимы с тосолом полностью. Неорганическая основа тосола и пропиленгликоль в составе G13 вступают в сильную химическую реакцию.

Все виды антифризов представлены на рынке в виде концентратов или готовых охлаждающих жидкостей и, включая тосол, разбавляются только дистиллированной водой согласно указанным пропорциям в инструкции.

Лишнее количество воды снижает температуру кипения и повышает температуру замерзания.

Что лучше антифриз или тосол

Сказать однозначно, что лучше тосол или антифриз не представляется возможным. У каждой жидкости имеются свои плюсы и минусы. Каждая рекомендуется для использования в тех или иных автомобилях.

Антифризы класса G12 (красные), в составе которых есть карбоновая кислота, отлично проявляют свои качества при работе в медных и латунных радиаторах. Наибольшую защиту алюминиевых радиаторов обеспечивают жидкости класса G11 (зеленые) и тосол.

Важный момент при выборе ОЖ. Сам по себе антифриз бесцветный. Синий, красный, зеленый, желтый цвет охлаждающей жидкости достигается добавлением красителей, которые никаких функций не выполняют.

Соответствие цвета определенному классу является общепринятым, но не перманентным. Нужно понимать, что цвет не является определяющим фактором при выборе жидкости. Именно классификация на этикетке поможет подобрать необходимую для вашего автомобиля охлаждающую жидкость.

Как отличить поддельный антифриз

Качество охлаждающей жидкости имеет большое значение. Несоответствие с заявленными свойствами может обернуться серьезными проблемами для автовладельцев.

Низкая температура закипания может привести к перегреву двигателя.   Отсутствие кристаллизации и высокая температура замерзания может вывести из строя охлаждающие магистрали, радиатор охлаждения и блок цилиндров ДВС.

При покупке охлаждающей жидкости, обращаться лучше к продавцам с хорошей репутацией, давно находящимся на рынке. Наличие сертификата качества уменьшит вероятность приобретения контрафактной продукции.

Даже в этом случае покупатель не застрахован от подделки. Несколько советов, которые могут помочь выбрать и залить качественный антифриз.

Первое, на что стоит обратить внимание, это качество упаковочной тары и наклейки. Плохо отпечатанная наклейка, которая еле держится или деформированная канистра – первый признак поддельной продукции.

Сильное вспенивание антифриза свидетельствует о низком качестве. Достаточно потрясти канистру. Если ёмкость не прозрачная, смотрим на уровневую линию в торце.

Все эти меры являются предварительными и не могут дать однозначного ответа о качестве охлаждающей жидкости. Более точных результатов помогают добиться следующие эксперименты после открытия упаковки.

Тестируем на Ph

Выполняется при помощи лакмусовой бумажки. Если индикатор кислотной среды поменял цвет на розовый или синий после контакта с ОЖ – значит антифриз низкого качества. Зеленый цвет говорит о правильности выбора. 

Измеряем плотность

При помощи ареометра. Замеры производятся на жидкости комнатной температуры (15-20 гр.) Показатели в диапазоне от 1,071 до 1,104 являются нормой. Рекомендуется произвести замеры новой жидкости и после недели использования. Большая разница в результатах говорит о присадках увеличивающих плотность. Жидкость рекомендуется заменить. 

Замораживаем в домашних условиях

Достаточно поместить незначительно количество антифриза или тосола в морозильную камеру. В виду низкой температуры и небольшого количества жидкости (100-150 мл), выводы можно делать уже по истечении полутора-двух часов. Если вязкость жидкости не изменилась или произошла кристаллизация, антифриз хорошего качества.

Доводим до кипения

Используем термостойкую ёмкость. Этиленгликоль – сильнодействующий яд. Поэтому подобрать лучше одноразовую тару. Если есть термометр, позволяющий выполнить необходимые замеры, используем его. Сравниваем температуру кипения с заявленной.

Минимальный предел кипения антифриза 110 градусов. Если замеры произвести нечем, обращаем внимание на наличие осадка. При низкокачественном антифризе происходит выпадение присадок. 

Подведем итог

Существенной разницы между тосолом и антифризом нет. Это маркетинговый ход позволяющий отделить российских производителей охлаждающей жидкости от импортных.

Разбавлять тосол и антифриз можно только дистиллированной водой в рекомендованных пропорциях.

Смешивать между собой тосол и антифриз можно, но с оглядкой на химсостав. Заливать в машину только то, что рекомендовано производителем автомобиля.

Тосол или антифриз? Что же выбрать, думаю эта статья вам поможет определиться!

Из чего делают тосол и антифриз

При проведении технического обслуживания автомобиля, можно услышать от мастеров СТО 2 названия охладителя — «тосол» и «антифриз». Но в чем их отличия, знают немногие владельцы автомобилей. Также нет четкого понимания, можно ли смешивать эти жидкости и какая из них лучше. Разобраться во всем поможет обстоятельное, глубокое исследование этих вопросов.

Тосол или антифриз

Тосол и антифриз — в чем разница

Оба слова означают одно и то же – охлаждающую жидкость, отличия кроются в составе, характеристиках и происхождении:

  • антифриз – общее название охладителей, используемое в международном обиходе;
  • тосол в действительности является аббревиатурой, которая расшифровывается как «Технология органического синтеза», ОЛ указывает на принадлежность жидкости к группе спиртов. Этот продукт разработан отечественным НИИ.

Эта аббревиатура появилась в начале 70-х годов прошлого столетия и так как не была запатентована, то сегодня множество производителей охладителей используют ее. Это делается в маркетинговых целях для привлечения покупателей на раскрученное название.

Внимание! Несмотря на рекламные слоганы, ни один из современных производителей «тосола» не придерживается технологии, используемой в Советском Союзе.

Но это не является критичным критерием при выборе охладителя. Все дело в том, что со временем поменялись производственные технологии, требования к подобным жидкостям.

Антифризы по определению западных специалистов – охлаждающая жидкость, которая представляет собой смесь присадок, спиртовой основы и воды, циркулирующей в системе автомобиля для регулирования температуры. Она предотвращает его замерзание зимой и перегрев в теплое время года.

Антифриз

Технические отличия, классификация охладителей

Фактически, производители антифриза разных стран имеют собственные стандарты производства жидкостей по примеру отечественного ГОСТа.

Чтобы упорядочить эту систему, было принято решение использовать классификацию охладителей концерна Volkswagen, согласно которой жидкости делятся на такие классы:

  1. G11 – для производства используется традиционная или силикатная технология. Такие антифризы включают комбинации органических соединений, таких как нитраты, нитриты, фосфаты, амины. Они препятствуют возникновению коррозии, эффективно защищают систему от негативного воздействия и разрушения. Этот класс обозначается: Traditional coolants, G11, Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology).
  2. G12 – в производстве применяются органические кислоты – карбоновые соединения. Их отличие от предыдущего класса – очаговое действие на отдельные участки. Данная технология считается более прогрессивной. Этот класс жидкостей имеет увеличенный срок эксплуатации 3–5 лет, обозначаются G12, Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology).
  3. G12+ – гибридные составы, содержащие органические и неорганические соединения. Причем для разных рынков присуща определенная специфика. Например, европейские производители используют силикаты, японские применяют фосфаты, а американцы — нитриты. На емкостях этот класс обозначается Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
  4. G12++ – этот класс антифризов начал выпускаться в 2008 году. Он отличается составом, в который входят органические элементы (основа) и минеральные соединения, обозначается Lobrid coolants, SOAT coolants.
  5. G13 – наиболее продвинутая технология, исключающая использование агрессивных химических соединений. Им на смену пришли экологически чистые и безопасные пропиленгликогеновые составы. Этот класс появился на рынке в 2012 году.

Исходя из вышеописанного, антифризы можно разделить на минеральные G11 (к ним относится тосол), органические G12, G12+, лобридные G12++, G13 – экологичные составы нового поколения.

Также составы подразделяются по таким параметрам:

  • температура кипения и замерзания;
  • смазывающие характеристики;
  • степень антикоррозийной защиты.

Тосол относится к классу минеральных охладителей, его средний срок эксплуатации составляет 2 года или 50 000 км пробега. Он разработан для автомобилей отечественного производства.

Внимание! Градации охладителей по цветам не существует, от этого не зависят их защитные характеристики.

Изначально все классы жидкостей прозрачные, красители в них добавляют для того, чтобы люди, работающие на СТО, а также владельцы автомобилей могли их отличать от других составов и определять рабочий температурный диапазон.

Также нужно знать, что основа у всех охладителей одна. Она состоит из:

  • этиленгликогеля – 90%;
  • дистиллированная вода до 5–7%;
  • улучшающие присадки – 3–5%.

Этиленгликогель – это двухсоставный спирт, имеющий маслянистую структуру и температуру кипения +200 и замерзания -12 градусов по Цельсию. То есть, отличаются составы только присадками.

На что влияет цвет охладителя

Относительно цвета тосола стоит сделать поправку — он определяет рабочий температурный режим. Состав отечественного производства бывает синего или красного цвета. В первом случае жидкость обеспечивает работоспособность автомобиля до -40, а во втором, – до -65 градусов по Цельсию.

Зарубежные производители, как правило, используют зеленые красители для охладителей класса G11. Составы других поколений окрашены в красный, розоватый цвет. Это делается для того, чтобы фактически отличать силикатные антифризы от остальных.

Так, ориентироваться при выборе охладителя можно на его цвет:

  • красный полностью совместим с медью и латунью;
  • зеленый антифриз рекомендуется заливать в радиаторы на алюминиевые сплавы.

При этом тосол не дает достаточную защиту алюминию при работе на высоких температурах. Рациональной альтернативой тут станут карбонокислатные составы. Это классы: G12, G12+, G12++. Они также увеличивают на 50% эксплуатационный ресурс водяного насоса (помпы).

Важность правильного выбора антифриза и тосола

Зарубежные и отечественные эксперты утверждают, что выбор «правильного» антифриза так же важен, как и моторного масла. Правильный выбор поможет надолго сохранить технические характеристики автомобиля на высоком уровне, уберечь двигатель от поломок.

Тосол отлично подходит под двигатели с чугунными элементами.

Еще одним важным моментом при выборе охладителя являются рекомендации производителя. Минус тосола – относительно низкая теплопроводность. Причина – защитный слой, образующийся на поверхности металла, который сокращает теплоотдачу.

Еще один недостаток – снижение защитных свойств при температурах, превышающих +100 градусов по Цельсию. В результате этого на поверхности гильз цилиндров и в помпе образуется коксующийся налет.

Этот процесс называется гидродинамическая кавитация. От нее лучше защищают антифризы.

В то же время составы, содержащие фосфор, способствуют образованию осадка, который забивает радиатор, снижая теплообмен, и препятствует штатной работе термостата.

Можно ли смешивать антифриз с тосолом

Сразу нужно отметить, что цвет не является индикатором совместимости, и по этому признаку охладители смешивать нельзя. Согласно рекомендациям производителей автомобилей и охладителей, они не должны содержать твердых частиц. Смешение разных классов антифризов с тосолом может спровоцировать их образование.

Категорически запрещено смешивать минеральные и синтетические охладители.

Совместимы составы одних классов, но разных производителей и цветов. Их характеристики не меняются, но тут существует риск образования суспензии высокой вязкости при нагреве, приближающего к температуре +100 градусов по Цельсию.

Чтобы исключить возможные риски, желательно использовать один класс охладителей определенного производителя. При смене антифриза рекомендуется промывать систему специальными составами. Практика показывает, что относительно безопасно смешивать класс G12++ с G11 и G12.

Если нет уверенности в том, какая жидкость залита в автомобиль, доливать следует только составы G12++ или G13, которые совместимы с остальными классами, являются универсальными.

Важно! Для определения плотности тосола и антифриза используются различные ареометры.

Выводы

В вопросе выбора охлаждающей жидкости не стоит руководствоваться домыслами или мифами, а учитывать практику и фактические характеристики. Так, отечественной классике отлично подойдет тосол. Не стоит переплачивать и покупать более дорогие зарубежные антифризы класса G11, так как они идентичны составу отечественного производства.

В иномарки лучше заливать жидкости классом выше. Они обеспечивают лучший теплообмен и длительный срок эксплуатации. Производители составов G13 обещают промежутки между заменами до 650 000 км пробега, что составляет в среднем более 5 лет.

Не стоит полагать, что тщательная промывка системы ВАЗ или другой марки автомобиля отечественного производства и заливка дорого антифриза существенно улучшит ходовые характеристики и динамические показатели. Тосол и зарубежные аналоги не дают прироста мощности, а только обеспечивают стабильную работу автомобиля при различных температурных режимах.

Дорогие зарубежные охладители обеспечат устойчивость к температурному воздействию, более надежную защиту и длительный срок эксплуатации. Вывод – антифриз все же лучше тосола.

Чем отличается тосол от антифриза?

Из чего делают тосол и антифриз

Антифриз или тосол? Какую охлаждающую жидкость необходимо, или рекомендуется использовать в автомобиле? Какая разница между антифризом и тосолом и есть ли преимущества у одной жидкости перед своим непосредственным визави? Стоит еще добавить сюда один насущный вопрос: можно ли их смешивать и чем это грозит? Надо разобраться.

Вопрос возник не на пустом месте, потому как многие водители понятия не имеют, какие различия между химическими соединениями.

Более того, большинство автомобилистов крайне далеки от понятия «обслуживающие жидкости» и идут на поводу маркетинга, советов «профессионалов» и бывалых водителей с многолетним стажем кручения баранки.

В этой статье постараемся ответить на вопрос, в чем разница между тосолом и антифризом.

Ключевые различия

Прежде, чем углубляться в особенности продуктов, выясним основные особенности каждого.

Антифриз – охлаждающая жидкость, оберегающая двигатель от перегрева. Сам термин «антифриз» несет международное значение. Это общее понятие, подходящее для всех веществ подобного типа.

Тосол – одна из разновидностей, разработанная отечественными специалистами для внутреннего рынка. По своим свойствам ничем не отличается и охлаждает как антифриз.

Аббревиатура «Тосол» имеет 2 части:

  • ТОС – технология органического синтеза;
  • ОЛ – группа спиртов, входящих в состав продукта.

Разработка проходила НИИ органической химии в далеком уже 1971 году. Примечателен факт, что название «ТОСОЛ» никто не удосужился запатентовать, поэтому производители с успехом эксплуатируют «бренд» в своих нуждах.

Второй момент: ни одна компания не соответствует стандартам, принятым в процессе разработки эталонной жидкости. Плохо ли это? На самом деле нет, потому как каждый изготовитель придумывает собственный рецепт, привнося в соединения новые компоненты.

Главное в этом деле – приобрести жидкость от проверенного бренда, а не гнаться за первым попавшимся тосолом.

Классификация антифризов

Как антифриз отличается друг от друга? Существует 3 основных типа жидкости:

  • минеральные (G11);
  • органические (G12);
  • лобридные (G12++, G13).

Тосол, как таковой, принадлежит к группе G11. Эксплуатационный срок составляет около 2 лет или 50 000 км пробега автомобиля. Органика (G12) прослужит до 5 лет (250 000 км). Лобридные (G12++ и G13) альтернативы по своей сути «доноры», поскольку отлично сочетаются с первыми двумя категориями.

Химическая проверка состава

В чем разница между тосолом и антифризом? Тосол широко используют в отечественном автопроме. Основа у охладителей идентична, а вот плотность – совершенно разная. Поэтому отличить антифриз от тосола можно только специальным ареометром. Дополнительно используют целый ряд параметров:

  • температура замерзания;
  • температура кипения;
  • свойства смазки;
  • свойства предотвращения коррозии.

В продаже имеется несколько цветов жидкости:

  • синяя (эталонная);
  • желтая;
  • зеленая;
  • красная.

Поскольку мы разобрались, чем отличается тосол от антифриза, переходим к следующему вопросу.

Что лучше использовать для автомобиля?

Выбирать жидкость следует исходя из особенностей двигателя автомобиля. Начнем с того, что в основе мотора может быть алюминий и его сплавы, или же медь с латунью. На основании этого используем следующие параметры:

  • красный – подходит для медных и латунных радиаторов;
  • зеленый – используется для алюминиевых теплообменников.

Тосол применяется исключительно для отечественного рынка колесной техники. Особенно полезным он будет для чугунных агрегатов.

С другой стороны, ответ вам даст паспорт собственной машины. В спецификациях обслуживания написано, какой именно раствор предпочтителен для того или иного двигателя. Если указана марка – приобретайте исключительно этот продукт, или ищите аналоги, основу которых не отличить от эталонной.

Не нужно забывать и о периодической замене охлаждающей жидкости.

Можно ли смешивать разные жидкости?

Еще один «народный вопрос» состоит в следующем: что будет, если смешать тосол с антифризом? Родился он не на пустом месте. Более того, у многих автовладельцев имеется несколько канистр с жидкостями разного состава. Вполне закономерный вопрос напрашивается сам собой: если и то и другое охлаждает радиатор, то почему бы все не совместить?

Разбираемся. Отличия антифриза от тосола не велики, но есть несколько факторов. Первый – ГОСТ. Согласно стандарту, ни одна жидкость не должна иметь в составе механических компонентов. Состав исключительно однородный и прозрачный.

Разные классы антифризов вполне могут обладать одинаковой цветовой гаммой, но химический состав при этом отличается кардинально.

Смешивание даже идентичных охладителей разных изготовителей чревато появлением взвесей и твердых частиц.

Второй – химический состав. Минеральная и синтетическая основа при смешивании гарантировано «производят» мутный осадок, оседающий на стенках радиатора. Накапливание приводит к тому, что последний забивается, помпа не может нормально работать, а двигатель попросту кипит.

Третий – производитель. Можно мешать антифризы одинаковой категории от разных брендов, но это чревато.

Да, их характеристики температуры замерзания и кипения могут быть идентичны, но нагрев жидкости наверняка вызовет реакцию, при которой образуются мельчайшие твердые частицы, разрушающие радиатор и помпу через время. Гарантировать бесперебойную работу двигателя никто не возьмется, как и прогнозировать последствия.

Читайте подробней про смешивание антифризов между собой.

Ликвидация последствий

Если вы все же смешивали жидкости, пусть и одной категории, а может и неоднократно, то стоит придерживаться элементарных мер безопасности. Да, придется повозиться с мотором, зато можно быть уверенным в его исправности. Стоит проводить периодическую промывку радиатора и всех сопутствующих систем охлаждения.

Опыт показывает, что смешивать антифриз можно, но «донор» должен быть максимально качественным. Под эту категорию подходит только класс G12++. Если вы не уверены в том, какая жидкость используется в автомобиле, а уровень упал до критической отметки, покупайте только универсальный вариант. Но в любом случае, забывать про внутреннее устройство радиатора не стоит.

О ваших правах от прокурора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: