Задачи и содержание обучения связной речи детей дошкольного возраста

Содержание
  1. Связная речь — развитие связной речи у детей дошкольного возраста
  2. Что такое «связная речь»?
  3. Возрастные критерии развития связной речи у ребенка
  4. Связанная диалогическая речь
  5. Связанная монологическая речь
  6. Причины задержки формирования связной речи у детей
  7. Способы развития связной речи у детей дошкольного возраста
  8. Игры и упражнения для развития связной речи
  9. Игры на развитие и формирование связной речи у дошкольников
  10. Что такое связная речь дошкольников?
  11. Виды связной речи у дошкольников
  12. Монологическая речь у дошкольников
  13. Как мыслим, так и говорим
  14. Как оценить уровень развития связной речи?
  15. Задачи развития речи дошкольников в ДОУ
  16. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
  17. Развитие речи детей дошкольного возраста по картине
  18. Формирование связной речи с помощью придумывания и фантазирования
  19. Обучение дошкольников пересказу
  20. Влияние пересказа текста на становление связной речи
  21. Игры на развитие речи
  22. «Представь, что ты…»
  23. «Что сначала, что потом»
  24. «Если бы…»
  25. Связная речь – особенности речи дошкольника – методы развития
  26. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
  27. Виды связной речи
  28. Диалог и монолог в связной речи дошкольников
  29. Уровни связности речи
  30. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
  31. Приемы для развития связной речи дошкольников
  32. Приемы развития связной речи
  33. Развитие связной речи с опорой на картинки
  34. Формирование связной речи с помощью сочинения историй
  35. Методика обучения связной речи – мнемотехника
  36. Работа по развитию связной речи у детей с ОНР

Связная речь — развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Задачи и содержание обучения связной речи детей дошкольного возраста

С первых минут жизни малыш попадает в социум, где есть определенные правила, отношения, формы взаимодействия. Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе — речь.

У новорожденного знакомство с внешним миром строится при помощи тактильных ощущений. Но после 28 дней здоровый ребенок четко слышит звуки. В 9-12 недель он пытается определить их источник, поворачивая голову, двигая глазками.

Непроизвольное «гуление», лепет, постепенно перерастают в осмысленное повторение услышанного, воспроизведение отдельных звуков, слогов, слов. К шести годам развитие связной речи у дошкольников — важный критерий, определяющий его готовность к школе, ведь она — не только средство общения, но и орудие мышления.

Таким образом, примерно за 6 лет своей жизни ребенок учится составлять связанные смысловые цепочки предложений, которые помогают ему, прежде всего, достигать взаимопонимания с окружающими.

Что такое «связная речь»?

Высказывание или связная речь — это несколько законченных отрезков (предложений), которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах:

  • монолог — умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д.;
  • диалог — непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения.

Высказывания являются результатом восприятия, осмысливания, умения выразить свои мысли. Связная речь дает четкое понимание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка, помогает решать задачи всех сфер воспитания и образования.

Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:

  • описание — включает общее название предмета (действия), перечисление его свойств, качеств, а в заключении — оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться);
  • повествование — констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка;
  • рассуждение — отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода).

Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.

Начальным и важнейшим этапом развития связной речи у малышей является диалог. Он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребенка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.

Чтобы правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы ее развития, а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.

Возрастные критерии развития связной речи у ребенка

Различные образцы общения и постепенное усложнение деятельности дошкольника помогают развитию его мышления и речи.

Первые наполненные смыслом слова малыши обычно употребляют на втором году жизни. Постепенно они учатся обозначать ими предмет, не показывая, а называя. Дальше происходит грамматически правильное формирование определений.

У трехлетнего малыша быстро растет словарный запас, активизируется речь, предложения становятся более сложными.

Связанная диалогическая речь

Для формирования совместных предметных действий ребенок использует первый тип речи — диалог (он больше связан с практическими видами деятельности).

До трех лет детей необходимо научить озвучивать свои просьбы и желания (например: «дай», «хочу», «иди»), давать ответы на простейшие вопросы («кто это?», «какой он?» и пр.). Постепенно подводить к проявлению речевой инициативы (задать вопрос, обратиться к другому человеку).

В возрасте от 3 до 4 лет ребенка нужно побуждать легко вступать в общение со сверстниками, взрослыми; выражать просьбы предложениями; отвечать на вопрос фразами, а не одним-двумя словами.

Малыша стоит подводить к тому, чтобы он хотел выполнять простые правила этикета (здороваться, благодарить), делиться впечатлениями (чем занимался, в какие игры играл); поощрять желание интересоваться жизнью вокруг и задавать вопросы.

На пятом году жизни детей приучают свободно контактировать с окружающими разного возраста, задавать вопросы и отвечать на них. Также нужно поддерживать стремление делиться личными наблюдениями, переживаниями. Здесь уже важнее качество ответов, умение отвечать в соответствии со смыслом вопроса.

Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. То есть происходит формирование навыков культурного общения.

В старшем дошкольном возрасте проводятся различные виды познавательно-образовательных мероприятий (игры, занятия, наблюдения, экскурсии), которые помогают совершенствовать полученные ранее умения и навыки, закрепляя и расширяя знания.

Связанная монологическая речь

Параллельно с диалогической речью происходит последовательное обучение детей монологу. В разном возрасте он занимает определенное место:

До 3 лет закладываются предпосылки к появлению монологического вида речи.

Трехлетних малышей учат слышать и воспринимать короткие, понятные по смыслу истории, сказки. Предлагают повторить отдельные словосочетания, кратко воспроизвести события, глядя на иллюстрацию.

Целенаправленно развивать монологическую речь необходимо с 4 лет. Детям предлагают описать игрушку, рассказать знакомый сюжет, используя личный опыт.

Подсказки типа: «Жили-были…», «…и пошли они…», «встретил он…» — дают возможность малышу составлять связанные повествовательные высказывания, которые со временем усложняются и увеличиваются в объеме.

Специально смоделированные ситуации, индивидуальное общение помогают самостоятельно рассказывать о своих игрушках, произошедших событиях и пр.

С четырехлетнего возраста дети пересказывают не только часто слышимые истории (сказки, рассказы), но и новые, вновь прочитанные сюжеты. Описательные рассказы становятся подробными, структурированными, с элементами особых форм повествования. Например, «однажды…» или «в один прекрасный день…».

Взрослые помогают начать повествование, предлагают подробнее описать персонаж, место действия и т. д. Серия картинок может стать хорошим подспорьем для создания связного, структурированного рассказа. При этом в 5-6 лет дошкольники уже могут оперировать такими фразами, как «в то время, как…», «и вот, после этого…».

При систематических занятиях дети быстро учатся не только составлять повествовательно-описательные сюжеты, используя картинки (игрушки), но и обходится без наглядных материалов.

В развитии связанной монологической речи важнейший фактор — обучение, в диалогической — непосредственное взаимодействие двух или нескольких человек. И здесь основные методы — бытовое общение, игровые действия, выполнение заданий, совместная деятельность. Только кропотливая, ежедневная работа взрослых дает отличный результат в процессе развития связной речи малышей.

Причины задержки формирования связной речи у детей

Чтобы определить уровень развития связной речи, нужно проанализировать соответствие возрастным критериям, перечисленным выше, то есть произвести своеобразную диагностику. Ее стоит проводить в игровой форме, не акцентируя внимание ребенка на результате, не делая замечаний, не исправляя, не поучая. Просто создать ситуацию и понаблюдать за поведением и речью дошкольника.

Сложности и затруднения в речевом развитии могут возникать у детей по медицинским причинам:

  • патология внутриутробного развития (перенесение мамой инфекционных заболеваний, интенсивный токсикоз);
  • родовые травмы (асфиксия, преждевременные роды, инфицирование и пр.);
  • детский травматизм головы, особенно в области расположения речевых зон;
  • слуховое или речевое нарушение (последнее диагностируется к 5 годам).

Также существуют социальные причины, замедляющие развитие связной речи у ребенка:

  • педагогическая запущенность — с ребенком не занимаются или у малыша наблюдаются поведенческие расстройства («трудный ребенок»);
  • недостаток общения в семье — отсутствие прямого, тесного общения всех ее членов, когда несколько человек просто существуют под одной крышей;
  • смена места жительства, особенно в иноязычную среду — если дома говорят на одном языке, в детском учреждении и на улице — на другом, ребенок испытывает трудности в освоении речевых навыков.

Чрезмерная опека также может привести к появлению речевых задержек, так как у ребенка просто нет необходимости говорить, если его желания угадываются и мгновенно выполняются.

Как правило, к 5-6 годам ребенок умеет:

  • последовательно давать ответы на вопросы;
  • составлять небольшие повествования на основе иллюстраций;
  • описывать свои впечатления об увиденном;
  • передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
  • придумывать продолжение сказки, фантазировать.

Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.

Способы развития связной речи у детей дошкольного возраста

Методы и приемы, применяемые в работе с детьми для развития связной речи делятся на:

  • наглядные — с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем;
  • словесные — чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания и т. п.;
  • практические — ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.

В зависимости от возраста ребенка и степени его индивидуального развития используется комплекс средств, которые способствуют развитию связной речи.

Так для самых маленьких уместны фольклорные песенки и потешки, где слова сочетаются с действиями («Ладушки», «Сорока» и т. д.).

Малышам постарше можно предлагать упражнения на подражание, развитие артикуляционного аппарата. Здесь же применим различный демонстрационный материал, желательно объемный, естественной окраски. Например, потешка «Петушок, петушок золотой гребешок…» вместе с соответствующей игрушкой, поможет малышу зрительно познакомиться с объектом, попробовать повторить его «песенку».

Детские произведения Агнии Барто, С. Я. Маршака, Е. Чарушина и других авторов — это классика художественной литературы, которая формирует образы с дополнительной эмоциональной окраской персонажей. То же можно сказать и о сказках («Репка», «Курочка Ряба» и пр.)

Практические упражнения, которые развивают речевое дыхание («сдуй снежинку», «бабочка лети»), так же могут быть использованы для развития связной речи в раннем возрасте.

С взрослением малыша наиболее эффективны практические методы. А поскольку игра — основной вид деятельности ребенка, она отлично применяется на практике (например, «Телефон», «Чей домик?»)

Младшие дошкольники с удовольствием играют в детские подвижные игры, сопровождающиеся словами: «Пузырь», «Карусели» и другие.

Чтобы активизировать работу мозга, стоит задействовать мелкую моторику рук. Лепка, рисование, работа с конструктором помогают формировать образы, способствуют развитию речи ребенка.

Чем старше ребенок, тем шире возможности для активизации его речи. Важно правильно организовать и направить воспитательно-образовательный процесс. При этом нужно учитывать индивидуальные  психологические особенности ребенка.

Игры и упражнения для развития связной речи

Среди часто используемых приемов можно перечислить:

  • действия по словесным указаниям с их последующим описанием (сначала взрослый говорит, что делать, затем ребенок рассказывает о том, как он выполнял указания);
  • используя фланелеграф и различные силуэты, выкладывается последовательная ситуация, ребенок комментирует и составляет небольшой рассказ;
  • составление описание предметов и ситуаций по картинке или серии картин;
  • рассуждение;
  • пересказ;
  • разучивание и чтение стихов.

Наряду с давно отработанными методами и приемами формирования связной речи можно задействовать и нечто новое, нетрадиционное . Например:

1. Упражнение «Оживи предмет», когда ребенок берет на себя роль, например, шкафа, а взрослый задает серию вопросов, заставляющих мыслить, составлять логические цепочки:

  • Чего хочет шкаф?
  • Что в нем лежит?
  • Чего он боится?
  • Что могло с ним приключиться?

Ответы дошкольников могут быть настолько необычными, что удивят даже самого искушенного слушателя.

2. Другой прием — «овеществление», то есть взрослый предлагает представить любимую игрушку ребенка в роли человека. Вопросы, которые можно задать:

  • Где она находится?
  • О чем мечтает?
  • Что любит?
  • Как передвигается?

Отвечая на подобные вопросы, дети составят небольшой рассказ на основе имеющегося опыта и собственных наблюдений.

3. Задание «Клякса» — может использоваться для общего или индивидуального общения. На листе бумаги ставится клякса, дети пытаются описать, что они увидели в очертаниях (животное, предмет, человека).  Также можно рассыпать мелкие частицы (песок, бисер) и попытаться увидеть в хаотичной россыпи определенный предмет или образ.

4. Упражнение с использованием музыки — прослушав короткую мелодию, ребенок рассказывает, что он представляет, где он может находиться, во что одет, что делает.

5. Применение теневого театра, записей различных звуков, и даже задействование компьютерных игр могут успешно способствовать развитию детской связной речи, неразрывно связанной с логикой, мысленным структурированием, фантазией.

Важно помнить, что для успешного формирования грамотной, связной речи требуется тесное взаимодействие взрослого и ребенка.

Только в общении у дошкольника развивается способность рассуждать, последовательно выстраивать свою речь. Педагоги и родители учат детей планировать, структурировать свои рассказы.

Таким образом, в процессе овладения дошкольниками сложным навыком монологической речи участие старших обязательно.

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее

Игры на развитие и формирование связной речи у дошкольников

Задачи и содержание обучения связной речи детей дошкольного возраста

Умение правильно излагать свои мысли требуется во многих сферах жизнедеятельности. Закладывается оно в детстве, немалую роль в этом играют занятия по развитию речи.

Что такое связная речь дошкольников?

Общее понятие подразумевает умение составлять единое смысловое и структурное высказывание. Оно состоит из законченных отрезков, связанных одной темой.

Если говорить, что такое связная речь у дошкольников определение становится более широким. Оно включает и фонетическую сторону языка, фонематическое восприятие, грамматику, практическое применение знаний. Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом, но структура и смысл в них должны присутствовать.

Чтение художественной литературы учит говорить красиво и правильно

Малыш с рождения испытывает потребность в контакте с близкими, что является предпосылкой к развитию речи. Дети подражают взрослым и пытаются освоить, осознать языковые явления, что отражает творческий подход. Дети сами пытаются создавать слова, речевые обороты, ориентируясь на образцы.

Целью развития речи дошкольников является овладение нормами языка. Воспитатели помогают детям полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Самообразование мам и пап, их тесный контакт с воспитателями помогают приобрести необходимые навыки малышу.

Виды связной речи у дошкольников

Основными разновидностями речи являются монолог и диалог. Диалогическая речь считается первичной формой общения, подразумевающей обмен высказываниями и установление связей с окружающими.

Диалог в сюжетно-ролевой игре

Монологическое высказывание является законченным текстом, объединенным смысловой и грамматической связью. Используется для сообщения фактов, информирования о своей точке зрения и аргументации.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.

Навыки диалога формируются в процессе общения с другими людьми. Монологическая речь сложнее диалогической, этому нужно учиться.

Монологическая речь у дошкольников

В методических материалах дошкольного образования определены типы монолога, которым обучают воспитанников. Рассказывание на определенную тему и пересказ готового текста используются наиболее часто. Дети рассказывают о предметах, картинах, делятся своим опытом.

Существует еще такая разновидность как творческое рассказывание. Отрабатывая пересказ, используют образец рассказа и его анализ. Выпускников обучают составлению плана текста, который помогает структурировать высказывание.

Важно! Часто используется классификация по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста предполагает понимание тем и границ высказывания, подбор материала и расположение его в нужной последовательности. Обучение монологу начинается с трехлетнего возраста.

Как мыслим, так и говорим

Речь отражает логику мышления, степень развития памяти, восприятия. Язык непосредственно связан с умственным и психическим развитием. Языковые навыки должны быть настолько развиты, чтобы малыш мог быстро создавать в сознании синтаксические конструкции, иметь большой словарный запас.

Научная конференция лингвистов

Основные навыки использования языковых средств должны быть сформированы к моменту поступления в школу. В этом случае не возникнет проблем с усвоением школьной программы.

Как оценить уровень развития связной речи?

Качество развития речи определяется педагогами ДОУ или самими родителями. Обследование ограничивается временными рамками, и не должно превышать 15 минут. Перед выполнением заданий нужно установить эмоциональный контакт, настроить малыша на работу.

  Артикуляционная гимнастика для звуков «с, з, ц»

Задания даются с использованием наглядности и без нее. Для рассматривания берут знакомые игрушки. Если речь идет об изолированных словах, то их значение должно быть понятно воспитанникам. Наглядность больше используется при обследовании дошкольников 3–5 лет, при обследовании шестилеток значение имеет точная формулировка заданий.

В большинстве методик применяется балльная оценка. Правильный ответ — 3 балла, ответ с неточностями — 2, непонимание задания — 1. После проведения обследования производят подсчет баллов отдельно в каждой категории.

Например, из 12 вопросов воспитанник получил 3 балла за 8 вопросов, 2 — за 4. Если 2/3 ответов были оценены тремя баллами, как в этом случае, — это высокое качество.

Если 2/3 и больше на 2 балла — среднее, на 1 балл — низкое.

Важно! Правильные ответы следует одобрять. Если ребенок ответил неправильно, нужно сказать верный ответ, в ведомости отметить задание как невыполненное.

Задачи развития речи дошкольников в ДОУ

ФГОС ДО предполагает овладение речью в качестве средства общения и культуры. Обучение, направленное на усвоение языковых обобщений, понимание элементарных языковых явлений, вызовет интерес, обеспечит творческие проявления, тенденцию к саморазвитию.

Разговор об овощах

Проблемы ставятся с учетом возрастных особенностей. У младших дошкольников развивают инициативную речь. Она предполагает, что малыш будет рассказывать о том, что он видит, какие чувства эмоции у него вызывает предмет или явление. Взрослому следует поддерживать стремление воспитанника к диалогу.

В работе с четырехлетними обучающимися большое внимание уделяется монологу. Малыш должен уметь выстроить описание игрушки, картины, явления из 3 — 4 предложений.

Старшие дошкольники совершенствуют свои навыки. В ходе занятий требуется:

  • поддерживать желание обучающегося высказаться;
  • формировать умение составлять план;
  • продолжать развивать умение описывать игрушку, картину;
  • развивать умение составлять рассказы по личному опыту;
  • участвовать в обсуждении;
  • формулировать вопросы;
  • дополнять, исправлять, обобщать ответы одногруппников;
  • формировать умение составлять рассуждение.

Технология ТРИЗ

Воспитателями используются различные технологии: развивающие, социально-адаптирующие, личностно-ориентированные, наглядного моделирования, ТРИЗ. Планы курсовой подготовки воспитателей предусматривают освоение новых подходов к развитию языковой деятельности.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование языковых навыков осуществляется в играх, беседах, специально организованных ситуациях. Взрослыми создаются условия для успешного взаимодействия. Дошкольники с ОНР, кроме обычных занятий, работают с логопедом.

Развитие речи детей дошкольного возраста по картине

Картины развивают способности к наблюдению и творчеству. Малыши охотно делятся своими впечатлениями. Нужно начинать с хорошо известных предметов, постепенно переходя к сюжетным картинам.

Нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • картина не должна искажать действительность;
  • содержание должно соответствовать возрасту воспитанников;
  • рассматривание продолжается, пока у детей есть интерес;
  • изображение должно хорошо освещаться, выставляется против света;
  • пользоваться указкой во время повествования.

Воспитанники должны иметь доступ к дидактическим материалам: альбомам, коробкам с картинками по теме недели.

Формирование связной речи с помощью придумывания и фантазирования

Дошкольники с удовольствием слушают сказки. А если попробовать самим придумать сказочную историю? Этот прием помогает реализоваться в трех ролях: автора, рассказчика и слушателя. В педагогике появился термин сказкотерапия. Придумывая сказку, малыш избавляется от страхов, повышает самооценку.

Игра «Сказка с продолжением» подразумевает продолжение уже известных сказок. Добавление театрализованных элементов сделает игру более интересной, эмоциональной.

Использование пальчикового театра для «Сказки с продолжением»

В подготовительной группе используют словесное фантазирование по музыкальной композиции. Дети иногда просто мечтают под музыку, рассказывают о возникших ассоциациях. Детская фантазия не знает границ.

Обучение дошкольников пересказу

Готовые произведения, предназначенные для пересказа в детском саду, выступают в качестве образцовых текстов. Здесь уже есть придуманный автором сюжет, композиция, языковые средства. Даже с учетом этого обучать пересказу начинают после пяти лет. Тексты должны соответствовать требованиям:

  • доступность содержания;
  • четкая композиция;
  • простой язык;
  • небольшой объем.

На первых занятиях предлагают пересказывать знакомые сказки, чуть позже переходят к незнакомым текстам. Воспитатель помогает детям в случаях затруднений. Широко используется на этом этапе совместный пересказ.

Важно! Сюжетную линию произведения можно восстанавливать посредством использования мнемотаблиц. Постепенно накапливается картотека по прочитанным произведениям. Дети могут использовать ее в сюжетно-ролевых играх.

Влияние пересказа текста на становление связной речи

Изложение прослушанного текста — лучший инструмент в развитии связанной речи у дошкольников. Пересказывая произведение, они обучаются построению предложений, усваивают логику высказывания. Они используют лексику автора и пытаются заменять ряд слов и выражений синонимами.

В ходе пересказа совершенствуется произношение, происходит знакомство с выразительными средствами языка, интонационным оформлением предложений. Сформированность умения высказывать свои мысли определяет успешность обучения в школе, влияет на социализацию.

Игры на развитие речи

Игра — самое любимое занятие дошкольников. Играя, они лучше усваивают различные умения и навыки.

«Представь, что ты…»

К играм можно отнести тематическое общение в парах.

Ход игры:

  1. Считалочкой выбираются два участника.
  2. Ведущий назначает роли, используя фразу: «Представь, что ты продавец», «Представь, что ты покупатель».
  3. Между двумя действующими лицами должен состояться диалог.

«Что сначала, что потом»

Игра способствует умению составлять небольшой рассказ, соблюдая последовательность действий. В стадии знакомства с игрой ее проводят с применением картинок. Когда дети усвоят правила, от картинок можно отказаться.

Ход игры:

  • Вариант 1. Детям показывают картинки с изображением 2 — 3 действий. Ребенок должен составить рассказ, правильно расставив очередность действий.
  • Вариант 2. Ведущий перечисляет действия, совершенные героем и допускает ошибку в последовательности. Дети должны назвать, где была допущена ошибка.

«Если бы…»

Детям очень нравится эта игра, она позволяет помечтать.

Ход игры:

Ведущий задает тему, дети заканчивают предложение:

  • «Если бы я был воспитателем…»
  • «Если бы пропали все цветы на Земле…»
  • «Если бы птицы разучились летать…»

Чтобы речь у дошкольников достигла высокой степени развития, необходимо обогащение языковой и предметной среды. Наглядность, разнообразие приемов и методов, использование приобретенных навыков в режимных моментах приведут к запланированному результату.

Связная речь – особенности речи дошкольника – методы развития

Задачи и содержание обучения связной речи детей дошкольного возраста

Речь — это практическое применение языка, цель которой общение с людьми. Она возникает и развивается наряду с мышлением и присуща людям, чтобы удовлетворить потребность в общении друг с другом, передачи знаний и навыков.

Приходит момент, когда ребенок, накопив достаточный словарный запас, пытается высказать свои желания или беспокойства.

Наступает момент постановки связной речи. Теперь задачей родителей и педагогов стает комплектное обучение малыша навыкам общения.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Связная речь — это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой. Развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей — это характеристики связной речи.

То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. функция связной речи — социальная. Для ребенка важно:

  • устанавливать коммуникативные связи;
  • грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;
  • научиться регулировать и контролировать поведение.

Виды связной речи

Связная речь используется в двух формах — в монологических и диалогических высказываниях.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

При диалогической речи надо уметь четко задавать вопросы, чтобы побудить собеседника отреагировать развернутым ответом, восклицанием или междометьем.

Если предмет разговора интересен собеседнику, тогда и он подает в ответ реплику, чтобы поддержать и продолжить диалог. Возможны при диалоге споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения.

Монологическая речь исходит от одного лица. Предмет разговора должен быть понятен, а рассказ был связным, логически выстроенным, с нужными деталями и эмоционально окрашено. Или монолог рискует превратиться в монотонное изложение.

В бытовом общении встречается крайне редко, но дошкольника необходимо учить этим навыкам. Монологи бывают повествовательными: простой рассказ о последовательности событий, обычно с глаголами и прилагательными).

У монолога-рассуждения присутствуют причинно-следственные связи, изъяснительные конструкции и пр. Монологи-исповеди представляет симбиоз повествования и рассуждения). Внутренний монолог — ежедневное размышление, которое человек строит у себя в мыслях.

Монолог — организационная речь. Человеку, для грамотного изложения необходимо построить в голове примерный план своего повествования. А в профессиях,как лектор, учитель планы излагаются на бумаги или в цифровом формате.

Речь дошкольника, как правило, стихийна и ситуативна. Она не планируется, а формируется по ходу высказывания, находится под действием и под влиянием коммуникативных связей между членов социума, от тематической направленности разговора, от степени вовлеченности в предмет разговора.

Уровни связности речи

Проводить обследование, чтобы выявить уровень связной речи, необходимо в обстановке, знакомой ребенку. Это исключит рассеивание внимания. Воспитатель или логопед также должен иметь предварительный опыт общения с конкретным ребенком.

Лучше использовать дидактический материал или задавать вопросы, опираясь на личный опыт дошкольника. При необходимости создать дополнительную мотивацию.

Используйте картинку с несложным сюжетом или игрушку с предметом в руках (например, кукла с цветами).

Обязательно побудить ребенка к рассказу. “Кукла собралась в гости и купила хозяйке цветы. Как ты думаешь цветы ей понравятся? А чем будут угощать куклу?”

Взрослому лучше не задавать вопросы, а рассказать свою историю и подсказывать слова-связки ребенку. Возможно, понадобится не одна беседа.

В современной логопедии различают 4 уровня.

  1. I уровень — высокий. Рассказы ребенка грамотно оформлены. Описания подробны, признаки объекта повествования наделяются признаками, ребенок использует простые средства выразительности (сравнения, определения). Мысли между собой связываются при помощи местоимений, лексического повтора, синонимов. Высказывания имеют логическое строение и последовательность, содержат описание, прямую речь.
  2. II уровень — достаточный. Описания состоят из двух частей. В основной части тем раскрывается неполностью, но связь между мыслями есть. В рассказах возможен пропуск какого-либо описания или характеристики, но основная мысль изложена четко. В рассказе события развиваются в основном последовательно, логическая цепочка в наличии.
  3. III уровень — средний. Все характеристики отличаются незавершенностью. Второстепенные темы есть, но раскрываются не полностью. Средства выразительности используются редко. Связь в тексте формальная, не имеет четкой структуры. В основной части нарушена последовательность действий и связей. Практически отсутствуют синонимы и местоимения.
  4. IV уровень — низкий. Рассказ по картинке описательного характера. Просто перечисляется части объекта, не используются глаголы и прилагательные. Ребенок тщательно подбирает слова, чтоб характеризовать предмет и действие.

Обязательно учитывать объем рассказа, использование слов-паразитов, наличие интонационных пауз.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи происходит постепенно, наряду с мышлением, усложняется по ходу деятельности. Уровень речи напрямую зависит от наличия постоянного общения с окружающими.

К окончанию первого года жизни, ребенок издает осмысленные звуки, но чаще всего он выражает свои потребности и желания. Понимание речи хорошее. Уже к полутора годам малыш обозначает предмет словом, а еще чуть позже прибавляет действие к слову. (“Дай мяч”)

Следующий год жизни обусловлен быстрым развитием темпа речи, словарный запас обогащается, активно вступает диалогическая речь, особенно в совместной деятельности.

К четырем-пяти годам ребенок начинает активно пользоваться монологической речью и односторонним диалогом. Озвучиваются все игрушки, с разными интонациями, подражая взрослым.

В дошкольный период происходит самое активное развитие речи ребенка. Его высказывания становятся более осмысленными, наполненными подробностями и наблюдениями. Потребность в общении возрастает, ребенку необходимо делиться потоком информации, которая проходит через него.

В высказываниях присутствуют синонимы, местоимения, сравнения и определения. Словарный запас неуклонно растет.

Приемы для развития связной речи дошкольников

Сенситивным периодом в развитии связной речи является дошкольный возраст. Основной метод, который используется педагогами — наглядный. Это экскурсии, рассматривание предметов, игрушек, картин, фотографий, составление по ним рассказов.

Такой способ расширяет словарный запас, закрепляет знания понятий. Словесный метод применяется у дошкольников немного реже, он основан на составлении рассказа без предмета или картинки, пересказа.

Практический метод дополнительно развивает и совершенствует навыки связной речи. Это могут быть дидактические игры, любая театральная деятельность — инсценировки, этюды, хороводы, драматизации, пантомимы.

Приемы развития связной речи

Из приемов развития связной речи выделяют три.

  1. Словесный — речевой образец, указание, разъяснение, вопрос — все то, что может использоваться педагогом для подражания. Главное — доступность по форме и содержании . Необходимо громко и четко, особенно в младших группах, произносить задания или образцы. Уместно повторение, как взрослым, так и детьми. Также в данном приеме хорошо бы использовать вопросы: наводящие и уточняющие.
  2. Наглядный. Использование дидактического материала и иллюстраций, показ артикуляционной гимнастики, наблюдение за речевым аппаратом, при обучении правильному произношению.
  3. Комбинированный. Чаще всего, для улучшения результатов обучения связной речи используют комбинированные методы и приемы.

Исходя из практики логопедов и воспитателей существует несколько конкретных приемов, которые с успехом помогают развить связную речь.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Чтобы связная речь формировалась более эффективно, педагоги активно используют картинки и иллюстрации. Дети составляют описательные рассказы, а им предлагают алгоритм. Учат выделять существенные признаки предмета или основной его части (Девочка с косичками, на которых яркие бантики.

Подробная характеристика цвета волос, бантиков и т.д.) Предлагает синонимы, сравнения и речевые обороты, которые более точно опишут картинку.

В итоге получается грамотный рассказ-описание. Здесь важна умственная работа дошкольника. Ведь необходимо сначала выделить самое главное , наделить признаками и свойствами, вспомнить что-то из личного опыта о таком же предмете.

Педагогу необходимо показать пример от своего лица, от лица игрушки, которая пришла в гости к детям. Деятельность со взрослым, и групповая детей друг с другом только приветствуется.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Связная речь успешно развивается в процессе сочинительской деятельности ребенка.

Оговоримся сразу — дети обожают сочинять. Чего только стоят придуманные ими слова. Задача взрослых, направить дар сочинительства в нужное русло.

Предложить тему, рассказать какие новые обороты можно использовать. Именно этот метод подходит для внедрения новых слов в речь ребенка.

Можно познакомить с основными литературными приемами известных авторов-сказочников. Вместе узнать, что бывают истории фантастические или сказочные, а бывают истории из жизни. В таких сочинениях ребенок может очеловечить любой персонаж, наделить его различными качествами.

Предложить к самой интересной истории придумать другой финал.

Методика обучения связной речи – мнемотехника

Мнемотехника по сути — это связь слова и действия. Это совокупность приемов для лучшего запоминания. Впоследствии ребенок без проблем воспроизводит информацию.

Мнемотехника или мнемоника очень хорошо помогает развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание, мелкую моторику и конечно на основе всего этого, связную речь.

Суть приема проста. На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное.

По таким схемам, состоящим из нескольких картинок, хорошо получается пересказ текста, творческий рассказ, отгадывание загадок.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать цветные картинки, потому что у детей так быстрее возникают ассоциации. Ель-зеленая, волк-серый и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно схемы рисовать черно-белые, чтоб внимание не переключалось и не отвлекалось на детали.

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты системы, значит и формирование связной речи становится проблемой. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее будет результат.

Преодолеть системное недоразвитие и подготовить к обучению к школе — задача для взрослых. Главное — это общение. Чем больше разговаривать с ребенком, эмоционально окрашивать свою речь, тем быстрее будет заметен прогресс.

Ребенка с ОНР необходимо социализировать. Занятия с педагогами, общение со сверстниками — все это языковая среда, в которую ребенка необходимо погрузить при первой возможности.

Логопед на начальном этапе корректирует дефекты произношения. Воспитатель на занятиях пополняет словарный запас, учит пересказу, рассказу по картинке. Родители дома закрепляют материал.

Затем работа по образованию связной речи выходит на другой этап, на котором логопед добивается, чтоб рассказ ребенка был логически выстроен, наполнен деталями.

Сложнее всего детям с ОНР даются рассуждения, где очень важны установление причинно-следственные связи и обобщение понятий. Необходимо усилить некоторые методы.

Например, наглядность на занятии должна быть всегда. Рассказ или пересказ сопровождается иллюстрацией, используется мнемотехника и пр.

Построение плана высказывания — действенный способ также. У ребенка должна быть активная позиция. Он не просто слушает и повторяет, он придумывает сам, наделяет героев характеристиками, предметы дополнительными признаками. Задача — побудить к речевой активности.

О ваших правах от прокурора
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: